Начните с небольшого прямоугольника 8x12 мм. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать большинство техник штриховки карандашом, и не слишком много, чтобы это замедлило вашу работу.
При работе с такими маленькими областями вам потребуется автоматический карандаш с толщиной стержня 0.5 мм. Я использовал обычный Pentel Sharp P205 (распространенный карандаш с удобным и простым, довольно тонким корпусом) с первыми попавшимися стержнями. Впрочем, попались плохие стержни, дающие невыразительную амплитуду насыщенности в зависимости от силы нажатия, да к тому же и рабочий край у них тупится всего лишь после нескольких движений. Но в настоящий момент мы рассматриваем тонкости карандашной штриховки, а не тонкости выбора карандаша. А для этой задачи подойдут даже такие стержни.
Кстати, если вы используете слишком мягкий и дешевый грифель, и хотите добиться от него несвойственных ему качеств, можете исправить положение, постоянно подтачивая его рабочий край на листе бумаги. Аналогично работе с ножом из недостаточно твердой стали.
01
Вертикальная (параллельная) штриховка.
02
Горизонтальная (перпендикулярная) штриховка.
03
Клиновидная диагональная штриховка. К концу линии плавно поднимайте рабочий край грифеля над бумагой. Это даст заострение, истончение линии.
04
Мягкая перекрестная штриховка. Самое распространенное решение. Быстрая, простая, достаточно грубая, дающая хорошую текстуру и хорошо управляемую светотень. Все, что нужно, это при каждом следующем проходе немного сменять направление штриховки.
Ниже показаны этапы этого вида штриховки.
05
Ленивая мягкая округлая штриховка. Можете не поднимать карандаш от бумаги.
06
Песочная штриховка, зернение. Ставьте точки с различным нажимом. Попробуйте начать с точек с небольшим нажимом, чтобы определить общий паттерн, а затем уже выводите тени более сильными ударами карандаша о бумагу.
07
Штриховка, состоящая из плавных, изгибающихся линий, в манере гравюры.
08
Теперь поработаем с боковой поверхностью стержня, вместо его кончика. Ровная вертикальная (параллельная) штриховка. Боковая поверхность дает заметно более ровное тонирование, что естественно. Можете заметить, как сразу стала лучше проступать фактура бумаги.
09
Та же техника штриховки, но более короткими отрывистыми движениями. Более хаотично.
10
Еще более отрывисто. Всё ещё боковая поверхность стержня, но уже ближе к технике зернения.
11
Небрежная штриховка с применением заточенного, но по-прежнему мягкого рабочего края стержня. Если возьмете стержни потверже, в этой манере будет работать более естественно.