design studio logo

сколько шрифтов нужно для счастья

авторы: Владимир Ефимов, Анна Шмелева

источник: http://www.paratype.ru/



Часть I

Летят утки, летят утки, Летят утки и два гуся...
(из рабочего дневника орнитолога)



...Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)



Вольная птица шрифт

По каменным джунглям пробирались два егеря - Дизайнер и его Ученик. (Дизайнер - это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи.

- Скажи, Учитель, это ITC Бенгет Готик?

- Просто ITC Бенгет. Точнее, это Бенгали, прибалтийский клон Бенгета.







1. Бенгали, кириллизированный вариант гарнитуры ITC Benguiat. Дизайнер Эд Бенгет (1977), дизайнер кириллической версии Андрейс Гринбергс (1992).







- А это, кажется, Бетина Скрипт, которую Александр Тарбеев вывел еще в ПараГрафе?

- Она самая... Редкая птица.

- Ее же повсюду было так много! Теперь почти нет. Что с ней случилось?

- Обычное дело: биологический взрыв. В начале 90-х годов Бетина Скрипт массово размножилась, подорвала свою кормовую базу и в результате почти исчезла. Кстати, похожая история произошла с ЭдверГотиком. Дизайнеры требуют организовать его отстрел, пока не начался падеж поголовья.







2. Бетина Скрипт. Дизайнер Александр Тарбеев (1992).







- И как же мы это будем делать?

- Никак, потому что это невозможно. Шрифт - вольная птица. Никогда точно не знаешь, как поведет себя шрифт в природе, даже если ты вырастил его сам. Например, кириллический клон семейства ITC Франклин Готик в восьми начертаниях был выпущен на волю из ПараГрафа в 1995 году. Где он был с тех пор - неизвестно, но пик его активного размножения в Москве пришелся почему-то на настоящее время.

- Какие еще шрифты сейчас популярны?

- Еще можно назвать декоративные шрифты с компьютерными эффектами, например, Трикси, который имитирует битый, сильно изношенный шрифт печатной машинки. И латинская, и кириллическая версии этого шрифта были созданы в Голландии в 1991 году. Легенда гласит, что кириллический Трикси был найден дизайнером Эриком ван Блокландом в сломанной пишущей машинке с кириллическим шрифтом, в мусорном ящике рядом с советским посольством в Гааге. Найденыша обогрели, оцифровали, подлечили. Каково же было удивление Эрика, когда в 1997 году, прилетев в Москву, он увидел огромный рекламный щит с Трикси прямо на выезде из аэропорта Шереметьево. Но то были только цветочки: оказалось, что Трикси в России буквально заполонил собой московские улицы и метро, как будто кто-то объявил его нетленным достоянием масс. Зато сейчас его почти не видно.







3. Трикси. Дизайнер Эрик ван Блокланд (1991).







- А правда ли то, что ЭдверГотик ухитрился попасть даже на российские денежные купюры?

- И да, и нет. Дело в том, что шрифты не только путешествуют с одного пиратского CD на другой, но еще и бесконтрольно мутируют. Результаты этих мутаций, к слову сказать, бывают весьма неэстетичны. Для указания номинала на бумажных рублях был применен именно такой шрифт-мутант, производный от ЭдверГотика рисунок, выполненный нелегально каким-то неизвестным героем.







4. Фрагмент пятисотрублевой купюры. Номинал набран наклонным контурным оттененным вариантом шрифта ЭдверГотик. Автор неизвестен.







- Так неужели мы никак не можем справиться со шрифтами? Не то чтобы подрезать им крылья, а... хотя бы окольцевать?

- Способ есть. Нужно запустить в среду обитания их естественного врага.

- Разве у шрифтов бывают враги?

- Справиться со шрифтами не может никто, кроме них самих. Посмотри на Трикси. Он потерял чувство реальности, поскольку в тот момент совершенно не имел конкурентов. Среди кириллических шрифтов, конечно, есть другие гарнитуры, похожие на машинописный шрифт, взять хотя бы разные версии Курьера, Ятрань из питомника ТайпМаркет или выращенный там же Секретарь. Впрочем, последний на самом деле представляет собой клон заморского вида, который так и назывался - Американский Машинописный (ITC American Typewriter). Как выразительно работал Секретарь в оформлении выставки "Комтек-2000"! Но Секретарь выглядит нарядно, даже празднично, это новая машинка компьютерного качества, хотя и в стиле ретро. Трикси же создавал ощущение достоверности, за что и поплатился.







5. Фрагмент пригласительного билета на выставку КОМТЕК 2000. Дата набрана шрифтом Секретарь , кириллизированным вариантом гарнитуры ITC American Typewriter. Дизайнеры Джоэл Кэден, Тони Стэн(1974), дизайнер кириллической версии Сергей Шанович (1996).







Не менее уникальной в своем роде оказалась и Бетина Скрипт. Дизайнерам требовался шрифт неформального характера, оригинальный, запоминающийся, несколько похожий на детский почерк и в то же время хорошо читаемый. Их можно понять: с одной стороны, всегда хочется подобрать шрифт, точно соответствующий творческому замыслу. С другой стороны, не хочется работать шрифтом, который настолько распространен, что всем надоел. Поэтому чем шире применяется тот или иной шрифт, тем больше вероятность, что его очень быстро изживет другой, когда изменятся условия среды обитания. Например, Бетину частично заменил Якоб и некоторые другие виды, имитирующие почерк.







6. Верхняя строка: Якоб. Дизайнер Александр Тарбеев (1994). Нижняя строка: Прагматика , кириллизированный вариант гарнитуры Helvetica. Дизайнеры Макс Мидингер, Эдуард Хоффман (1957), дизайнер кириллической версии Владимир Ефимов (1989).







На Западе шрифты ведут себя скромнее, потому что их много. И народ там привычней к разнообразной шрифтовой фауне. А наши дикие просторы шрифтами почти не заселены. Поэтому те немногочисленные семейства, которым удается захватить экологическую нишу, тотчас заполоняют ее полностью - пока им на смену не приходят новые виды.


Главное - составить план

Общее число шрифтов латиницы - несколько десятков тысяч, а кириллицы - раз в двадцать меньше. По каталогам немногочисленных российских разработчиков шрифта насчитывается всего около тысячи приличных кириллических начертаний шрифтов. Разрыв гигантский, и быстро сократить его едва ли в человеческих силах. Но можно начать с разработки тех гарнитур, чьи экологические ниши в кириллице сейчас пусты. Рассмотрим, как обстоят дела с текстовыми шрифтами, с этой шрифтовой "элитой". Пусть уважаемые акцидентные и декоративные господа, разукрашенные павлиньими перьями, не обижаются на нас за этот выбор: у нас есть основания.

Во-первых, разработка качественного текстового шрифта требует от художника высокой квалификации и значительных затрат времени. Далеко не каждый нарисованный алфавит способен превратиться в текстовой шрифт приличного качества.

Во-вторых, любым текстовым шрифтом можно решить и задачи акциденции, но посмотрели бы вы на декоративный шрифт в роли текстового. Время от времени такие опыты, впрочем, проводятся, и даже небезуспешно; но, как правило, подобный подход неприемлем для массовой печатной продукции. Текстовой шрифт, напротив, - универсальный инструмент, работающий в массовой печатной продукции и способный выручить дизайнера в самых разных ситуациях.

В-третьих, из текстового шрифта возможно сделать целую группу акцидентных и декоративных. Например, к нему дорабатываются дополнительные декоративные начертания: контурные, оттененные, фактурные, выворотные и так далее. Многие, в том числе очень успешные декоративные шрифты именно так и возникли.

В-четвертых, создание простейшего декоративного шрифта доступно всякому, кто умеет применять соответствующий софт. Сегодня пока еще в моде спонтанные, грубые, корявые, с рваным контуром знаки. Для создания подобных монстров существуют программа наложения компьютерных эффектов ParaNoise, программа обработки рукописных символов FastFont, а также другие аналогичные инструменты, доступные всем желающим. К тому же в разработке декоративных гарнитур велика роль наития, творческого озарения, и не так существенно знание классических правил построения шрифта.

В-пятых, ограничить или точно предсказать потребность в акцидентных шрифтах принципиально невозможно.

В идеале их количество стремится к бесконечности. Графические особенности стилей постоянно сменяют друг друга по прихоти изменчивой моды, и каждому соответствуют свои собственные формы шрифтов. Можно сказать, что в какой-то степени подобные шрифты растут сами, как трава. И пусть растут.

Словом, мы считаем, что в первую очередь необходимо сознательно пополнять глобальную коллекцию кириллических текстовых шрифтов. Пусть расцветают сто тысяч акцидентных шрифтов, а мы пока рассмотрим текстовые, исходя из количества исторически сложившихся, принятых типографикой шрифтовых форм.


Что у нас есть и чего нет

Рассмотрим существующие кириллические текстовые гарнитуры с точки зрения современной шрифтовой классификации. Как показывает практика, большинство текстовых шрифтов располагаются в группах антиквы старого стиля, переходной антиквы и отчасти антиквы нового стиля. Кроме того, часто в качестве текстовых применяются контрастные брусковые гарнитуры подгруппы Кларендон. Широко используются также гротески и неконтрастные брусковые (египетские) шрифты, но ими гораздо реже набирают сплошные тексты.


Венецианская антиква старого стиля

Начнем с самых первых антиквенных шрифтов, тех самых, которые появились в Венеции эпохи Ренессанса (в конце XV века) и еще сильно напоминают рукописный почерк итальянских гуманистов. Эти шрифты можно узнать по умеренному контрасту, разноширинности, треугольным засечкам со скруглением в месте их примыкания к основному штриху, и по наклонным, в соответствии с техникой письма ширококонечным пером, осям овалов и полуовалов. К подгруппе венецианской антиквы относится известная всем гарнитура Лазурского, полноценный кириллический шрифт, но специфический, применимый далеко не везде. Еще есть Альянс, вариант шрифта ITC Беркли Олд Стайл, но его кириллическую часть трудно назвать удачной.







7. Гарнитура Лазурского. Дизайнер Вадим Лазурский (1962), цифровая версия Владимира Ефимова (1984).







Больше в кириллической библиотеке практически нет венецианской антиквы. Нет шрифтов на основе изданий знаменитых типографов Николая Иенсона и Альда Мануция. Нет кириллических версий разработанных на Западе гарнитур Бембо, Данте, Джерси, Кеннерли, Клойстер, Иенсон, Италиан Олд Стайл, Полифилус, Сэнтор, Траянус... Как говорится, чего у нас только нет...







8. Шрифты, разработанные на основе венецианской антиквы старого стиля (Venetian).










Французская антиква старого стиля

Следующая подгруппа представлена у нас одним звучным именем - Гарамон. Так получилось, что разными художниками, профессиональными и не очень, было разработано сразу несколько кириллических Гарамонов, слегка различающихся между собой.

Ранее, еще в советские времена, появилась гарнитура Мысль, которая также представляет собой огрубленную версию Гарамона; кроме того, в подгруппе французской антиквы существует, стоя несколько особняком, кириллический Сабон фирмы Линотайп. Однако даже ITC Гарамон, в целом весьма неплохой шрифт, мало похож на настоящие литеры Клода Гарамона, как в своей кириллической части, так и в латинской.







9. ITC Гарамон. Дизайнер Тони Стэн (1975), дизайнер кириллической версии Александр Тарбеев (1993).







Чуть более контрастные, чем у венецианской антиквы, формы французской антиквы изящнее, но сохраняют связь с рукописным шрифтом: знаки разноширинны, у них наклонные оси овалов и полуовалов, а засечки имеют скругления. Это шрифты стиля маньеризма. Они разрабатывались во Франции: в первой половине XVI века - Клодом Гарамоном, во второй половине и конце XVI и начале XVII века - его младшими современниками и последователямиРобером Гранжоном, Гийомом Ле Бе, Жаном Жанноном.

Привлекательное шрифтовое меню, созданное на основе этой подгруппы, могло бы включать гарнитуры Альбертина, ITC Гальярд, Гаральдус, Гранжон, Лютеция, Плантен, Эльдорадо и другие. Да и настоящий Гарамон существует в латинице - но, увы, не в кириллице! - в десятках вариантов.







10. Шрифты, разработанные на основе французской антиквы старого стиля (Garaldes).










Голландская антиква старого стиля

Голландская антиква в кириллической библиотеке практически не представлена. Между тем это именно те шрифты, на основе которых царь Петр I совершил свою знаменитую шрифтовую реформу, внедрив в 1708-10 годах гражданский шрифт вместо печатного полуустава!







11. Шрифты, разработанные на основе голландской антиквы старого стиля (Dutch).







Эпоха стиля барокко придала им вид, достижимый благодаря совершенствующейся технике гравирования по металлу.

Голландская антиква более контрастна, чем ее французские "предки"; засечки длиннее и тоньше, их скругления менее выражены, оси овалов постепенно выпрямляются. Голландскую антикву создавали Кристоффел ван Дейк, Хендрик ван ден Кеере, Дирк Воскенс, Миклош Киш и другие мастера XVII века.

В XX веке по мотивам работ того времени были разработаны гарнитуры Ван Дейк, Импринт, Лектура, Спектрум, Холландер, Хаарлеммер, Эрхардт, Янсон Текст и так далее. Российским же дизайнерам остается лишь облизываться, разглядывая россыпи этих шрифтов в западных каталогах.


Английская антиква старого стиля

Единственная версия шрифта Кэзлон, существующая в кириллице, в советские времена носила унылое название Заголовочная газетная.







12. Шрифты, разработанные на основе английской антиквы старого стиля.







Только ею пока и представлены многочисленные шрифты Уильяма Кэзлона I, разработанные в Англии в первой половине XVIII века на основе голландской антиквы, а также большая подгруппа современных шрифтов, созданных по их мотивам. В отличие от несколько аскетичной, функциональной голландской антиквы шрифты Кэзлона, очень близкие к ней по структуре, демонстрируют возросшие возможности гравирования по металлу. Они еще более контрастны и имеют массу каллиграфических деталей (росчерков, каплевидных элементов), особенно в курсивах. Но увы - у нас английской антиквы почти нет. Хотя Заголовочная газетная, теперь довольно сильно расширенная, когда-то делалась для металлического набора на основе Кэзлона, понятно, что ее рисунок далек от великолепия настоящих шрифтов английского мастера XVIII века.


Современные версии антиквы старого стиля

Обзор кириллических старостильных шрифтов замыкают около десятка гарнитур, разработанных современными художниками по мотивам ренессансных и барочных шрифтов. Эти гарнитуры по форме нельзя отнести ни к одной из исторических подгрупп, хотя в их основе явно лежит антиква старого стиля. В скромном багаже российского дизайнера, если оглядеть его критическим взглядом, оказывается не так уж много шрифтов этой подгруппы:

1) Несколько кириллических вариантов гарнитуры Купер Блэк разного качества;

2) Кириллическая часть известного шрифта Миньон зарубежной разработки, не свободная от тех характерных недостатков, которые возникают, когда воспитанный на латинице художник берется за разработку кириллического шрифта, а также Миниатюра - местный вариант Миньона;

3) Несколько кириллических вариантов известного шрифта Палатино российского и зарубежного производства - опять же очень разного качества;

4) Ралента – не слишком удачная версия шрифта Рэлей.

В этой скудной и довольно случайной подборке шрифтов особенно бросается в глаза отсутствие нормальной цифровой версии гарнитуры Банниковская - лучшей советской антиквы старого стиля.







13. Гарнитура Банниковская. Дизайнер Галина Банникова (1951).







А вообще-то на Западе прекрасные шрифты, относящиеся к этой группе, насчитываются десятками: Астер, Берлинг, Брайтон, Брейгель, Гауди Каталог, Гауди Олд Стайл, Картье, Конкорд, Кэкстон, Министер, Перпетуа, Ротэйшн и многие другие.







14. Современные версии антиквы старого стиля.










Переходная антиква

Обращаясь к переходной антикве, сразу отметим, что к ней относятся шрифты Таймс и Баскервиль.

Лучшим кириллическим вариантом Таймса мы назвали бы Ньютон, есть и другие версии - Темза, Тевтоника, Латинский. Баскервиль представлен хорошей кириллической версией под именем ITC Нью Баскервиль и весьма неудачным кириллическим Баскервилем фирмы Линотайп. К этой же подгруппе относятся гарнитура советских времен Кудряшевская энциклопедическая, близкий к ней по рисунку Петербург и Светлана, текстовой вариант гарнитуры Бажановская титульная советского периода.







15. Ньютон, кириллизированный вариант гарнитуры Times New Roman. Дизайнеры Стэнли Морисон, Виктор Лардент (1932), дизайнеры кириллической версии Владимир Ефимов, Александр Тарбеев (1990).















16. ITC Нью Баскервиль. Дизайнеры Джон Кваранта, Мэтью Картер (1982), дизайнер кириллической версии Тагир Сафаев (1993).







Все эти шрифты - напоминание о времени рококо, начале и главным образом середине XVIII века.

Переходная антиква создавалась во Франции, Голландии и Англии такими мастерами, как Пьер-Симон Фурнье, Ян Михаэль Флейшман, Джон Баскервиль (вернее, его постоянный гравер Джон Хэнди); к ней же относятся первые гарнитуры Фирмена Дидо. Отчасти она напоминает наследие Уильяма Кэзлона I, недаром немецкая школа шрифтоведения относит его шрифты к переходным антиквам. Тем не менее считается, что усилившаяся тонкость гравировки и контраст штрихов, а также вертикальность осей овалов (в отличие от наклонных осей полуовалов) и сближение ширин знаков дает возможность выделить эти гарнитуры в отдельную группу.

На основе шрифтов переходной антиквы были созданы такие гарнитуры, как различные варианты Баскервиля, Версаль, Квадрига, Комениус, Кошен, Сенчури Олд Стайл, ITC Стоун Сериф, Стоун Принт, Таймс Нью Роман, Таймс Европа, Флейшман, Фурнье, Электра и так далее.







17. Шрифты, разработанные на основе переходной антиквы (Transitional).







Не правда ли, рядом с этим списком начинает казаться, что кириллических вариантов переходной антиквы совсем мало? В частности, нет вообще ничего из наследия голландских и французских мастеров шрифта XVIII века.


Антиква нового стиля

Это шрифты эпохи классицизма, созданные в конце XVIII и начале XIX веков семейством Дидо во Франции, Джанбатиста Бодони в Италии, Карлом Юстусом Вальбаумом в Германии. Их форма обусловлена только процессом гравирования на металле, практически утеряв связь с каллиграфией. Они имеют полностью регулярный геометрический рисунок, сильный контраст между основными и дополнительными штрихами, длинные тонкие засечки, вертикальные оси овалов, закрытые одноширинные формы знаков. Кроме того, к этой группе принято относить более живые английские и шотландские шрифты того же периода, у которых при всех признаках антиквы нового стиля засечки скруглены в месте примыкания к основным штрихам. На протяжении всего XIX века эти шрифты служили для набора текста, и только в ХХ веке их сменила в этом качестве антиква старого и переходного стиля.







18. РТ Бодони. Дизайнер Александр Тарбеев (1989).







Тем не менее на основе антиквы нового стиля в ХХ веке было разработано множество крепких, запоминающихся шрифтов, например, различные варианты Бодони, Базилиа, Балмер, Белл, Вальбаум, Де Винн, Дидо, Каледония, Модерн, Скотч Роман, Торино, Фотина, Фэйрфилд, Цапф Бук.







19. Шрифты, разработанные на основе антиквы нового стиля (Modern).







А что есть у нас? Несколько вариантов Бодони. Тем не менее по качеству разработки ни один из них не может претендовать на адекватность лучшим латинским образцам. Есть профессионально сделанная Обыкновенная новая гарнитура еще советского времени. Есть Парагон Норд – очень вольная интерпретация дореволюционной гарнитуры Елизаветинская. Есть Симеиз - не слишком удачная кириллическая версия ITC Фениче. Вот, собственно, и все.

При этом в кириллической библиотеке нет адекватных версий значительных исторических гарнитур, например, Бауэр Бодони, Дидо, Вальбаум. Совершенно нет шрифтов на основе шотландских вариантов антиквы нового стиля, таких, как Белл, Де Винн, Модерн, Скотч Роман и др. Почти нет современных версий шрифтов на этой основе, например, Каледония, Фэйрфилд, Фотина. Нет качественных цифровых версий старых русских шрифтов этого типа, таких, как Обыкновенная и Елизаветинская.

Однако мы успели незаметно приблизиться к самой границе обитания текстовых шрифтов и переходим в царство акциденции. Антиква нового стиля сейчас чаще встречается в титульном и акцидентном наборе, чем в текстовом. Слишком уж она контрастна для современных способов набора и печати, слишком изящна и даже несколько вычурна. Колонки, набранные шрифтами типа Дидо или Бодони, можно встретить на бумаге высшего качества в модных журналах, проспектах и альбомах по искусству.






В этот момент Дизайнер оглянулся и увидел, что Ученик, заметно отстав, еле волочит ноги по каменным джунглям. "Привал! – скомандовал он, – давай-ка соберем немного типографского сушняка для костра".

- Уф... Кажется, полпути мы уже прошли?

- Да. Вот передохнем и рассмотрим брусковые, "латинские" и рубленые шрифты. Исторически они появились намного позже, чем антиквы, но теперь некоторые из них особенно любимы ежедневными газетами и недорогими журналами.





Часть II

...Oй, как много здесь всяких разных... (Дискоспектакль по мотивам сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес")

В каменных джунглях тихо догорал костер из типографского сушняка. У костра сидели два егеря - Дизайнер и его Ученик. (Дизайнер – это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи, прежде всего – текстовых шрифтов. Ученик достал полевой блокнот и погрузился в какие-то подсчеты, беззвучно шевеля губами. "Пора в дорогу! – сказал Дизайнер. – Место обитания антиквы мы уже осмотрели. Старостильной антиквы мало, при этом голландской и английской нет почти совсем, с переходной антиквой дела обстоят чуть получше и с бодонеобразными тоже. Но в целом негусто... Посмотрим теперь, как размножаются брусковые, латинские и рубленые. Да и к декоративным и рукописным стоило бы сегодня заглянуть. Если не будем медлить, до темноты успеем". Ученик Дизайнера залил костер, и егеря отправились в путь.


Брусковые шрифты

Эти шрифты впервые возникли в начале XIX века в Англии и применялись сначала как титульные, но в ХХ веке они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора.

Обычно они имеют небольшой контраст между основными и дополнительными штрихами (или вовсе не имеют визуального контраста) и мощные прямоугольные засечки. Брусковые шрифты без контраста называются также египетскими, шрифты с небольшим прямым контрастом и засечками, скругленными в месте примыкания – шрифтами типа Кларендон, шрифты с обратным контрастом – итальянскими. Итальянские шрифты практически не применяются для набора текста, поэтому мы их здесь рассматривать не будем.


Неконтрастные и малоконтрастные брусковые шрифты









1. Неконтрастные брусковые шрифты (египетские) могут быть одноширинными и разноширинными в зависимости от композиционной основы.







Египетские шрифты (рис. 1) можно разделить на две основных подгруппы: на шрифты, произошедшие от антиквы нового стиля, одноширинные, с эллиптическими овалами (Глифа, Серифа, Хельсериф), и на шрифты, произошедшие от геометрических гротесков, разноширинные, с овалами, близкими к окружности (Бетон, ITC Лубалин Граф, Мемфис, Рокуэлл, Стайми). Правда, в последнее время стали появляться брусковые шрифты на основе антиквы старого стиля или гуманистических гротесков (ITC Официна Сериф, Сесилиа, Силика, Тезис Сериф). Кроме того, сюда же могут быть отнесены малоконтрастные шрифты без скругления засечек Кандида, Ижиптьен и Штемпель Шэдоу, а также квадратные геометрические шрифты типа Сити.

Все перечисленное великолепие относится, конечно же, к латинице. У нас же имеется давно известный советский шрифт Балтика, который представляет собой кириллический вариант шрифта Кандида. Еще есть хорошие кириллические версии гарнитур ITC Официна Сериф и Рокуэлл под псевдонимом Геометрик Слабсериф 712 (рис. 2),







2. ВТ Геометрик Слабсериф 712 (Rockwell). Классический египетский шрифт. Дизайнер Фрэнк Пирпонт (1934), дизайнеры кириллической версии Исай Слуцкер, Манвел Шмавонян (2000).







кириллическая версия квадратного брускового шрифта Сити под названием Колизеум, да версия шрифта ITC Лубалин Граф под названим Луга, выполненная довольно неудачно. Вот и все для текстовых шрифтов. Больше всего хотелось бы дополнить эту подгруппу качественными кириллическими версиями шрифтов типа Серифа. Впрочем, и остальные виды брусковых шрифтов могли бы быть представлены в кириллице полнее.


Контрастные брусковые шрифты со скругленными засечками (типа Кларендон)

Первый шрифт такого типа под названием Кларендон был создан в Англии в середине XIX века как акцидентный. Он представлял собой антикву нового стиля с усиленными засечками и соединительными штрихами. После изобретения машинного набора подобными шрифтами стали набирать тексты в газетах, потому что они обеспечивали хорошую читаемость в мелком кегле на плохой газетной бумаге. Позднее на основе шрифтов типа Кларендон специально для газетного набора была разработана группа удобочитаемых шрифтов – Айоник №5, Корона, Сенчури, Эксцельсиор и др. (рис. 3),







3. Контрастные брусковые шрифты улучшенной читаемости (Legibility Types) в основном были спроектированы в США в 20-х годах для набора газет.







а для набора школьных учебников - гарнитура Сенчури Скулбук. В латинице есть и другие подобные шрифты, например, Вольта, Иридиум, Кларион, Конкорд, Эгицио. В кириллической библиотеке есть несколько вариантов Кларендона различного качества. Известные с советских времен гарнитуры Журнальная и Школьная (рис. 4)







4. Гарнитура Школьная, кириллизированный вариант шрифта Century Schoolbook. Дизайнер Моррис Бентон (1915-23), дизайнер кириллической версии Елена Царегородцева и др. (1940-61).







также относятся к этой подгруппе, являясь переработанными версиями шрифтов Эксцельсиор и Нью Сенчури Скулбук. Кириллическую часть имеют также Эксцельсиор и Сенчури Скулбук фирмы Линотайп, но они менее удачны. Кроме того, в подгруппу Кларендонов попадают цифровая версия дореволюционной гарнитуры Академическая – кириллический вариант шрифта Сорбонна, который, в свою очередь, был версией шрифта Челтенхэм – и кириллическая версия шрифта ITC Букман.

Можно сказать, что перед нами первая шрифтовая подгруппа, дела с которой обстоят более или менее благополучно, хотя справедливости ради отметим, что еще несколько приличных вариантов шрифтов Сенчури и Кларендон вовсе не были бы здесь лишними.


Шрифты типа "латинских"

Этот термин обозначает шрифты типа антиквы с преувеличенными засечками треугольной формы, изобретенные в XIX веке и распространенные в акцидентном наборе в начале ХХ века. Кроме того, к той же подгруппе можно отнести текстовые шрифты псевдоклассической формы, созданные на рубеже XIX-ХХ веков и почти вышедшие из употребления на Западе. Однако в России до недавнего времени одна из таких гарнитур – Литературная, бывшая Латинская – была наиболее часто встречающимся текстовым шрифтом. Сюда же стоит включить современные шрифты с треугольными засечками на основе антиквы старого или переходного стилей, например, Вандом, Меридиан, Свифт, Трумп Медиеваль, ITC Чартер (рис. 5).







5. Современные шрифты с засечками треугольной формы ("латинского" типа) основаны на рисунках антиквы старого и переходного стиля.







В подгруппе "латинских" шрифтов у нас имеется неплохое наследие: гарнитуры Литературная (рис. 6), Квант Антиква (вариант Литературной), и Новая Журнальная, оригинальный шрифт с треугольными засечками. Однако при этом, к сожалению, мы совершенно отстали от моды, не имея ни одной кириллической версии современных шрифтов данного типа.







6. Гарнитура Литературная. Разработана в конце 30-х годов на основе шрифта Латинский словолитного заведения Бертгольд (С.-Петербург, 1901), кириллизованной версии шрифта Lateinisch фирмы H. Berthold (Berlin, 1899).










Рубленые шрифты (гротески)

В англоязычной литературе под словом Grotesque подразумеваются так называемые старые гротески, то есть шрифты без засечек, разработанные в XIX веке. Все прочие шрифты без засечек называются Sans Serif (в Англии) и Gothic (в Америке). У нас же под термином "гротески" понимаются любые рубленые, то есть без засечек, шрифты. Это разветвленная классификационная группа, куда кроме старых гротесков входят геометрические гротески, гуманистические гротески, закрытые неогротески периода 60-х, шрифты с едва наметившимися засечками, но все же больше напоминающие гротески (так называемые Glyphic), и разнородная группа шрифтов без засечек современной разработки, не укладывающихся в основные подгруппы гротесков.

Казалось бы, разработать рубленый шрифт проще, чем антикву, поскольку совокупная длина контура всех знаков шрифта для гротеска меньше, чем для антиквы, за счет отсутствия засечек. Однако как раз благодаря своей ясности и лаконичности гротеск требует повышенного внимания со стороны проектировщика. Любые неправильности формы в гротеске гораздо виднее, чем в антикве, поскольку из-за отсутствия засечек, капель и других дополнительных элементов структура знаков легче воспринимается глазом.


Старые гротески

Это одноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек с эллиптическими овалами, впервые появившиеся в Англии в 1816 году. Их знаки имеют заметный контраст между основными и соединительными штрихами. Первоначально эти гротески применялись лишь для акцидентного набора и рубрикации, но на рубеже XIX-ХХ веков их стали использовать для набора текстов. Примеры таких шрифтов – Акциденц-Гротеск, Белл Готик, Гермес, Гротеск 216, Ньюс Готик, Франклин Готик и так далее (рис. 7).







7. Старые гротески обычно малоконтрастны, одноширинны и имеют полузакрытую структуру.







Кириллические версии разработаны для гротесков Белл Готик, ITC Франклин Готик (рис. 8),







8. Гарнитура ITC Франклин Готик. Дизайнер Виктор Карузо (1980), на основе рисунков шрифта Franklin Gothic дизайнера Морриса Бентона (1904-13). Дизайнеры кириллической версии Исай Слуцкер, Татьяна Лыскова (1995).







Ньюс Готик (его кириллическая разновидность называется НьюсПейпер). Есть также дореволюционный гротеск Гермес и шрифты советского периода – Кудряшевская энциклопедическая рубленая и Букварная. Вместе с тем в подгруппе явно не хватает кириллических версий такого важного шрифта, как Акциденц-Гротеск, и шрифтов на основе текстовых гротесков XIX века.


Геометрические гротески

Авангард Готик, Кабель, Футура ярко представляют у нас геометрические гротески. Их характерные упрощенные формы на основе квадрата, окружности и равностороннего треугольника – достижение германского конструктивизма 30-х годов ХХ века, получившее затем широчайшее распространение в мире. Геометрические гротески – рубленые неконтрастные шрифты; их знаки могут быть как открытыми, так и закрытыми, но, как правило, они разноширинные. В качестве примеров шрифтов этой подгруппы следует также назвать Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан (Линотайп), Эрбар-Гротеск (рис. 9).







9. Геометрические гротески основаны на простых геометрических формах квадрата, круга и треугольника. Это неконтрастные разноширинные шрифты.







Кроме того, в подгруппу геометрических гротесков можно включить так называемые квадратные гротески, в которых овалы стремятся к форме квадрата или прямоугольника, например, Банк Готик, Евростайл и Микрограмма, а также имитации рисованных шрифтов русских конструктивистов 20-30 годов ХХ века, например, Родченко и ITC Машин. Впрочем, последние применяются главным образом не для текстов, а для акциденции.

В кириллической библиотеке существуют четыре начертания шрифта ITC Авангард Готик, хорошие версии гарнитур Банк Готик, ITC Баухауз, ITC Кабель, Футура и ее вариант Футурис (рис. 10);







10. Самый известный геометрический гротеск Футура. Дизайнер Пауль Реннер (1927), дизайнер кириллической версии Владимир Ефимов (1991-95).







приличные варианты шрифтов Евростайл (Европа) и Микрограмма (Микра), а также еще советский вариант шрифта Эрбар-Гротеск – Журнальная рубленая (рис. 11).







11. Гарнитура Журнальная рубленая , кириллизованный вариант шрифта Erbar Grotesk. Дизайнер Якоб Эрбар (1929), дизайнер кириллической версии Анатолий Щукин и др. (1940-56).







Есть также кириллические Родченко, ITC Машин и ITC Стенберг. Ситуация с геометрическими гротесками, таким образом, в целом удовлетворительна. Тем не менее кое-чего не хватает и здесь. Нет кириллических версий настоящего (исторического) шрифта Кабель и других латинских геометрических гротесков, например, Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан.


Гуманистические гротески

Гуманистические гротески родились в то же время, что и геометрические, как их антитеза. Их структура основана на структуре гуманистической антиквы, но лишена засечек и каплевидных окончаний. Знаки гуманистических гротесков явственно открыты, разноширинны и, как правило, имеют заметный контраст между основными и соединительными штрихами. Эти шрифты сейчас очень популярны. Они часто предназначены для применения вместе с определенной антиквой, а иногда и проектируются вместе. Среди гуманистических гротесков можно назвать шрифты Гилл Санс, ITC Гауди Санс, Люсида, FF Мета, Оптима, ITC Официна Санс, Синтакс, Тезис Санс, Фрутигер, ITC Эрас.

В кириллической библиотеке есть качественные версии шрифтов ITC Официна Санс, Синтакс под псевдонимом Гуманист 531 (рис 12),







12. Гарнитура ВТ Гуманист 531 (Syntax). Гуманистический гротеск с едва заметным наклоном прямых знаков. Дизайнер Ханс Майер (1968), дизайнеры кириллической версии Исай Слуцкер, Манвел Шмавонян (1999).







хороший вариант шрифта Фрутигер (ФриСет) и несколько менее удачных вариантов гарнитур Гилл Санс, Люсида, Оптима, ITC Эрас. Доступны кириллические версии известных шрифтов Вердана фирмы Майкрософт (рис. 13)







13. Гарнитура Вердана. Открытый гротеск, специально разработанный для применения на экране компьютера. Дизайнер Мэтью Картер (1996).







и Мириад фирмы Адобе. Вместе с тем хотелось бы иметь более качественные кириллические версии таких важных шрифтов, как Гилл Санс и Оптима, а также кириллические варианты новых гуманистических гротесков, например, Арго, FF Мета, Тезис Санс и др. (рис. 14).







14. Современные гуманистические гротески разрабатываются во множестве вариантов, включая настоящие курсивные (не наклонные) начертания.










Неогротески, или новые гротески

Неогротески, возникшие после II мировой войны на основе переработанных старых шрифтов типа Акциденц-Гротеск и связанные с расцветом швейцарской типографики 60-х годов, в общем доступны нашим дизайнерам. Это-известная всем Гельветика и подобные ей закрытые одноширинные неконтрастные гротески (Видео, Универс, Фолио). Лучшими кириллическими вариантами Гельветики мы назвали бы Прагматику (рис. 15)







15. Гарнитура Прагматика, кириллизованный вариант неогротеска Helvetica (Neue Haas Grotesk). Дизайнеры Эдуард Хоффман, Макс Мидингер (1957), дизайнер кириллической версии Владимир Ефимов (1989-94).







и Гелиос; есть у нас также Бастион, Леттерика, Сирветика, Хильветика, Ванта и другие. Имеются кириллические версии шрифтов Гельветика, Нойе Гельветика и Универс фирмы Линотайп. К этой же подгруппе относится и шрифт Ариал фирмы Монотайп, лучше других читаемый на экране компьютера, но совершенно невыносимый на бумаге. Тем не менее в кириллице почти не представлено важное достоинство неогротесков – огромное количество начертаний, разработанное на Западе для большинства из них. Число начертаний наиболее развитых гарнитур Гельветика, Нойе Гельветика и Универс далеко не ограничено нормальным, полужирным и наклонным; оно составляет несколько десятков (Гельветика – 24 начертания, Нойе Гельветика – 51 начертание, Универс – 21 начертание, Линотайп Универс – 59 начертаний), что дает зарубежному дизайнеру невиданный простор для творчества (рис. 16). У нас же полных версий этих гарнитур пока нет.







16. Самая первая системно спроектированная полигарнитура - неогротеск Univers насчитывает вместе с наклонными 21 начертание. Дизайнер Адриан Фрутигер (1957).










Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic)

Так называются шрифты без засечек, но с некоторым намеком на них, например, Альбертус, Америго, Икон, Копперплэйт Готик, Крили, ITC Сериф Готик (рис. 17), ITC Ньютекст, Спартан (Монотайп), Фриц Квадрата. В некотором смысле сюда можно также поместить известный шрифт Оптима.







17. Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic) напоминают надписи, высеченные на камне.







У нас в кириллице есть только качественная версия шрифта Фриц Квадрата (рис. 18), варианты Копперплэйт Готик (Вакансия) и Крили (Крикет), и все.







18. Шрифт Фриц Квадрата. Дизайнеры Эрнст Фриц (1965), Виктор Карузо (1974) и Тьерри Пюифулю (курсивы, 1994). Дизайнер кириллической версии Александр Тарбеев (1997).










Другие гротески

Другие шрифты без засечек, которые невозможно отнести к основным подгруппам гротесков, главным образом предназначены для акцидентного набора. Тем не менее среди них тоже можно найти шрифты, пригодные для набора текстов, например, кириллические варианты латинских гарнитур Антик Олив (Оливер и ОливерНью), Пеньо (Пента), Ньюлин Санс (Янус), DIN узкий, а также такие шрифты, как Нью Скорина и Ростислав.


Декоративные шрифты

Напоследок имеет смысл заглянуть в сопредельное царство декоративных шрифтов. Без сомнения, большинство из них предназначено только для акцидентного набора, но в некоторых подгруппах можно отыскать и шрифты, пригодные для текстового набора. В кириллической библиотеке декоративных шрифтов около сотни. Так вот, в подгруппе шрифтов стиля Модерн (или Сецессион, или Ар Нуво) присутствуют кириллические версии гарнитур ITC Бенгет Готик, ITC Коринна (рис. 19),







19. Гарнитура ITC Коринна разработана на основе рисунков шрифтов стиля Модерн начала ХХ века. Дизайнеры Эдуард Бенгет, Виктор Карузо (1974), дизайнер кириллической версии Любовь Кузнецова (1995-97).







варианты шрифтов ITC Бенгет (Бенгали) и ITC Сувенир (Сюрприз). В подгруппе шрифтов, имитирующих машинописные, могут применяться для набора текстов варианты шрифта Курьер, пара других моноширинных машинописных шрифтов (Оптимус и Ятрань), а также вариант гарнитуры ITC Американ Тайпрайтер – Секретарь. Среди декоративных шрифтов латиницы подобных текстовых находок можно сделать гораздо больше.


Рукописные и каллиграфические шрифты

Иногда недлинные тексты – особенно если это адрес, приглашение или колонка главного редактора – можно набирать и такими шрифтами. Родовым признаком рукописных и каллиграфических шрифтов является то, что они имитируют написанное каким-либо пишущим инструментом: ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью, шариковой ручкой, фломастером (рис. 20).







20. Каллиграфические шрифты (Scripts), имитирующие письмо остроконечным пером. В зависимости от степени нажима можно получить более жирные начертания.







Строго говоря, это не текстовые шрифты. Однако среди примерно четырех десятков подобных кириллических шрифтов лучше других относятся к текстам шрифты ITC Цапф Чансери (рис. 21),







21. Шрифт ITC Цапф Чансери восходит к каллиграфии ширококонечным пером мастеров итальянского Возрождения XVI века. Дизайнер Герман Цапф (1979), дизайнер кириллической версии Владимир Ефимов (1993) при участии Геннадия Барышникова.







ITC Флора , гарнитуры Информ и Жихаревская. Нельзя не отметить, что в этой компании явно не хватает каллиграфических шрифтов, имитирующих работу ширококонечным и остроконечным пером.


Подведем итоги

В каменных джунглях наступал вечер. В сгущавшихся сумерках голоса ручных, полудиких и совершенно одичавших шрифтов, подсвеченных неоновыми огнями, звучали особенно явственно. На большом рекламном щите тщетно старались перекричать друг друга ЭдверГотик и Академическая. На вывеске китайского ресторана красовался Проун (рис. 22),







22. Шрифт Проун часто символизирует загадочный Дальний Восток. Разработан по мотивам рисунков шрифта Choose One/Ten. Дизайнер Брайан Тэтчер, дизайнер кириллической версииТагир Сафаев (1993).







а рядом, на сверкаюшей золотом табличке, кокетливо перебирал свои перья Бенгали. Загадочный гротеск-мутант возвещал: "Машины не ставить!" (рис. 23).







23. Запрещения парковаться обычно пишутся видимым издали гротеским. Очевидно, так кажется страшнее.







Шрифты были всюду, они виднелись в витринах, выстраивались в заголовки вечерних газет, светились в ночном небе.

- Учитель, я подсчитал, скольких шрифтов не хватает в нашей фауне. Если считать не только виды (гарнитуры), но и подвиды (начертания), то ты перечислил около пятисот текстовых разновидностей! А ведь акцидентных шрифтов должно быть еще больше...

- Подожди, Ученик, это не все. Прежде всего, классификация шрифтов – еще не Истина в последней инстанции. Классификация условна, как любая попытка применить теорию к жизни; она всего лишь помогает сориентироваться в бескрайнем океане шрифтовых форм. Пока теоретики искусства совершенствуют классификацию, художники так и норовят сотворить что-то такое, что в данную классификацию не укладывается. Время от времени им это удается. Образно выражаясь, шрифты формируют непрерывное пространство, в каждой точке которого может быть построен свой шрифт, в том числе совершенно новый. А это значит, что клиента могут ждать сюрпризы. Кроме того, латинский шрифтовой дизайн не стоит на месте. Например, в последнее время на Западе принято разрабатывать супергарнитуры, то есть сразу несколько развитых по начертаниям гарнитур, относящихся к различным группам классификации, но согласованных между собой по стилю, размерам, цвету, что позволяет применять их вместе, в одном издании. Среди таких работ можно назвать гарнитуры Демос (антиква) и Праксис (гротеск), ITC Стоун Сериф (антиква) и ITC Стоун Санс (гротеск) (рис. 24),







24. Супергарнитура ITC Stone включает сбалансированные по цвету, пропорциям и стилю гротеск (Sans), антикву (Serif), а также экспериментальный вариант (Informal), каждый в 6 начертаниях. Кроме того, к антикве и гротеску разработаны комплекты фонетических знаков.







ITC Официна Сериф (брусковый) и ITC Официна Санс (гротеск), многочисленных представителей семейств Тезис, Скала, Ротис, Ле Монд и многих других. В кириллической типографике этому направлению соответствуют только гарнитура Кудряшевская энциклопедическая с рубленым начертанием, созданная еще в советские времена, и хорошие кириллические версии шрифтов ITC Официна Сериф и ITC Официна Санс. Мы уже касались того, что кириллические гарнитуры часто гораздо менее развиты по начертаниям, чем их латинские двоюродные сестры. На Западе приличная текстовая гарнитура сейчас имеет не менее шести начертаний, которые, как правило, включают несколько вариантов цифр, капитель и альтернативные формы алфавитных знаков. Кроме того, основные начертания гарнитуры теперь часто дополняются специальными титульными версиями. Развитие шрифтового формата OpenType позволяет достаточно просто применять все это в наборе. А у нас только две гарнитуры – Лазурского и ITC Нью Баскервиль – имеют варианты с минускульными цифрами, а капительные знаки есть пока только в одном ITC Нью Баскервиле (рис. 25).







25. ITC Нью Баскервиль. Классическая переходная антиква на основе рисунков шрифтов Джона Баскервиля (1757). Дизайнеры Джон Кваранта, Мэтью Картер (1982), дизайнер кириллической версии Тагир Сафаев (1993). Кириллическая капитель добавлена в 1997.







Почему так происходит? У нас одно время считалось, что в кириллическом наборе капитель не нужна, потому что из-за особенностей нашей письменности она слишком похожа на строчные буквы. Тем не менее выяснилось, что при более развитой типографической культуре капительные знаки все-таки нужны (как и минускульные цифры), хотя, конечно, в кириллице они менее отличаются от строчных, чем в латинице. На Западе шрифтовым дизайном непрерывно, более ста лет занимаются множество высококвалифицированных (и высокооплачиваемых) художников из десятка самых развитых стран. Поэтому у них так много шрифтов. У нас же история шрифтового дизайна носит, как говорят математики, "кусочно-непрерывный" характер. Она продолжалась лет 15 до революции, лет 30 после войны, затем постепенно стала угасать, почти совсем замерла и оживилась только сейчас, на новом компьютерном уровне, вот уже лет 10. При этом в каждый конкретный момент, включая и сегодняшний день, число художников, непосредственно занимавшихся разработкой кириллических шрифтов, едва ли намного превышало двадцать человек, а чаще было гораздо меньше. Не говоря уж о прерванных традициях, идеологическом прессе и безумии экономики, что тоже не благоприятствует процессу шрифтового дизайна. – Так насколько же мы теперь близки к цели?

- Ты увидишь это сам, если учтешь, что у каждого работающего со шрифтами дизайнера должен быть выбор. Пока что он ограничен шрифтом, который отсвечивает на каждом углу, и шрифтом, которым работает ближайший конкурент.

- Наверное, было бы бестактно называть "выбором" необходимость выбирать между одним текстовым и одним заголовочным шрифтом. Выбор между одним шрифтом с засечками и одним шрифтом без засечек – тоже не выбор, а скорее насмешка. Мало того, нельзя считать выбором даже выбор между двумя образцами одного типа – поскольку, отвергая одного кандидата, мы вынуждены автоматически принять другого, и наоборот. А значит, настоящая свобода выбора начинается с четырех-шести равноценных вариантов, то есть шрифтов примерно одинакового качества – и так для каждой классификационной подгруппы.

- Да, но только не забудь, что число таких потребителей шрифта, как периодические издания, составляет сотни и тысячи, и каждое из них хотело бы быть непохожим на другие.

- Учитель, о таком количестве шрифтов даже страшно подумать! Сколько же времени нам потребуется?

- Качественная разработка одной гарнитуры с развитым семейством начертаний занимает от двух-трех месяцев до нескольких лет. Например, за последний год фирма ПараТайп выпустила 15 новых кириллических гарнитур (44 начертания); 7 гарнитур (29 начертаний) из них являются текстовыми. При таких темпах работы каждый желающий может подсчитать, сколько времени потребуется на рост нашей общей шрифтовой библиотеки. Правда, положение может измениться, если потребители начнут относиться к художникам шрифта более благосклонно, станут чаще покупать качественные шрифты и реже обращаться к услугам пиратов. Тогда, может быть, профессия дизайнера шрифта станет более востребованной обществом, больше художников займутся разработкой кириллических шрифтов и со временем наша шрифтовая ситуация улучшится. Хотя внутренний голос подсказывает, что даже тогда шрифтов кому-то будет не хватать.



© 2000–2015 Студия дизайна «Индейское лето»
skype: summer-indian | mail:


iMage magnifier :: screen capture, loupe, color picker


студия веб-дизайна